Рассмотрены две различные модели одного и того же процесса – экскурсии молодых людей по достопримечательностям города Уфы. Модели построены на основе использования стандартов IDEF0 и DFD в сочетании с принципом процессного подхода из серии стандартов ISO9000.
В качестве инструментального средства разработки использован программный продукт BPWin , входящий в пакет All Fusion Process Modeler (Version 4.1 Service Pack 1) фирмы Computer Associates International, Inc. (CA).
В соответствии с планом техучебы сотрудников было предусмотрено проведение практических занятий по освоению программного продукта BPWin , входящего в пакет All Fusion Process Modeler (Version 4.1 Service Pack 1) фирмы Computer Associates International, Inc. (CA). С этой целью было проведено три занятия:
1. CASE-средства: общий обзор и сравнительные характеристики (см. Приложение 1)
2. Универсальный язык моделирования UML (см. Приложение 2)
3. Диаграммы структурно-системного анализа (см. Приложение 3)
Ниже приведено описание учебного примера, который составлен специально для тех, кто хотел бы получить первые навыки работы с пакетом BPWin. Выбор конкретной предметной области определен тем очевидным обстоятельством, что для всех совершеннолетних участников сегодняшнего семинара знакомство с ней уже произошло, и только совершенно зимние могут притвориться, будто бы они уже обо всем этом забыли.
Модели предназначены для первого знакомства с SADT, IDEF0 и BPWin. Предполагается, что читатель уже знаком в общих чертах со всеми этими аббревиатурами и тем, что за ними скрывается, и его теперь интересуют элементарные примеры.
1. Постановка задачи
Рассмотрим следующую задачу. Молодой, холостой, свободный искатель приключений желает хорошо провести время с приятной (ему) девушкой, для чего он приглашает ее на экскурсию по памятным местам и достопримечательностям родного города.
Для выполнения поставленной задачи используем метод структурного анализа SADT в сочетании с принципом процессного подхода. Такой подход позволяет представить деятельность искателя приключений в виде совокупности процессов, каждый из которых описан в рамках стандартов моделирования IDEF0 и/или DFD.
2. Построение модели
В соответствии с требованиями стандарта IDEF0 необходимо сначала определить цель моделирования, выбрать точку зрения и область применения модели.
Для определения цели моделирования составим список вопросов, на которые модель должна давать ответ.
Где взять саму девушку?
Как ее убедить в неизбежности мероприятия?
Куда ее отвести?
Что с ней делать после мероприятия?
Перечень вопросов может быть продолжен. Поскольку общая канва уже прочерчена, дадим краткую формулировку цели в виде одного предложения: цель состоит в том, чтобы хорошо провести время с девушкой на экскурсии.
Точка зрения очевидна: выбираем точку зрения самого искателя приключений.
Область применения – потенциальные искатели приключений, которые хотели бы хорошо провести время с девушкой на экскурсии, но пока еще не знают, как этого добиться. А вот зачем это им надо, для чего они готовы тратить свое драгоценное время, деньги и прочие нервы на организацию и проведение всего этого мероприятия, остается за скобками нашей модели.
ВНИМАНИЕ: модель НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНА для представительниц лучшей половины рода людского.. Зачем им суровая правда об аисте и капусте? Пусть живут в неведении спокойно и счастливо..
Контекстная диаграмма модели представлена на рис. 2.1.
ICOM: Как видно из рис. 2.1, входы, управление, выходы и механизмы модели следующие:
Входы (inputs):
Девушки г. Уфы и окрестностей
Карта Уфы и окрестностей
Управление (controls):
Что люди скажут?
Резервы свободного времени
Материальные возможности
Выходы (outputs):
Успешно проведенное мероприятие
Благодарная девушка
Механизмы (mechanisms):
Искатель приключений
Транспорт
В начало Дальше
3. Этапы большого пути
Сформулируем основные этапы, ведущие к достижению поставленной цели. Для того чтобы экскурсия состоялась, необходим прежде всего сам субъект, подлежащий обработке, то есть, девушка. Очевидно, что любая девушка для этой цели, видимо, не годится. Необходимо подобрать девушку, удовлетворяющую ряду формальных и неформальных критериев. Формальные: девушка должна быть незамужняя, свободная, не принимавшая ранее участия в подобного рода мероприятиях с данным искателем приключений.. Неформальные: общее выражение МЛ, умение молчать, умение говорить, умение слушать, способность слышать и т.д. и т.п. Таким образом, первый шаг на пути цели очевиден: выбор девушки.
Допустим, девушка обнаружена, местонахождение ее установлено, что дальше? “Это же элементарно, Ватсон!” Нужно выбрать куда ее вести и объяснить ей, что деваться ей уже все равно некуда, хотя бы потому, что при всем богатстве выбора остальные – еще хуже.
Как говаривал незабвенный Дейл Карнеги, “Единственный способ заставить меня что-либо сделать – это убедить меня в том, что я сам этого хочу”. Так и тут: необходимо разъяснить девушке, что она сама хочет на экскурсию. А для этого время и место встречи должно удовлетворять определенным требованиям, кроме того, искатель приключений должен провести определенную работу над собой, чтобы представить себя в наиболее выгодном свете и тогда у него появятся реальные шансы на успех при переходе к практической организации мероприятия. Наконец, немаловажно также и красиво закончить мероприятие, то есть поблагодарить девушку и проводить ее домой.
В итоге получаем следующие пять основных этапов большого пути:
1. Выбрать девушку
2. Выбрать место и время встречи
3. Убедить девушку в неизбежности краха империализма
4. Организовать мероприятие
5. Провести заключительные операции
Указанные выше 5 этапов большого пути, в свою очередь, могут быть подразделены на отдельные операции, или шажочки, ведущие неугомонного искателя приключений по тернистому пути к заветной цели.. Движущая сила этого процесса вряд ли может вызвать сомнения даже у самых заядлых скептиков. Нравится это кому-то или нет, но искатели приключений были, есть и будут рыскать по поверхности планеты Земля по крайней мере до тех пор, пока на ней еще будут присутствовать хотя бы одна представительница привилегированного племени, которой и доступ в заведения с буквой «Ж» на входе открыт в любое время дня и ночи, и отсутствуют особые ограничения на выбор интерфейса и пользователя, и в которую на стадии проектирования заложен глупый интерес к тем, кто их ищет, пуст и с обратным знаком (по направлению)… Чтобы долго не рассусоливать, обратимся к рис. 2.2, на котором выписаны как сами этапы, так и оставляющие их шажочки.
Как видно из рис. 2.2, каждый этап операции по установлению местонахождения, локализации и лишения способности к самостоятельному передвижению интересующего искателя приключений субъекта так же, в свою очередь, может быть подразделен на отдельные технологические операции. Например, где взять девушку? Ясно дело: в большой семье не щелкай клювом, и во время перемещения своего бренного тела от уютного кухонного стола к менее уютному рабочему столу и обратно проводи постоянный мониторинг всех встреченных по пути субъектов на предмет наличия соответствия выдуманным самим же искателем приключений чертам Идеала, который может водиться разве что в его почти здоровом воображении, но никак не на поверхности планеты Земля.. Что ж, в этом случае поиск проводится из условия минимума отличий реального субъекта за нумером таким-то от вышеуказанного Идеала по некоторой наперед заданной норме.. Аналогичным образом могут быть детально описаны и остальные этапы большого пути, чему и посвящен следующий параграф нашего повествования.
4. Описание этапов большого пути
4.1. Выбор субъекта
Описание процесса выбора девушки представлено на рис. 3.1. Для этого применен стандарт моделирования DFD, который дает больше свободы и возможностей в моделировании некоторых нюансов. Например, по условиям этого стандарта входы могут входить в блок не только слева, но еще и справа, и сбоку, а выходы совсем даже не обязательно выходят справа, - они могут выскочить из этой коробочки с любой ее стороны..
Кроме того, по условиям стандарта DFD, модельеры могут вводить в диаграммы такие замечательные прямоугольнички, как базы данных и внешние сущности. А чтобы легче было отличить их от функциональных блоков, пометим их другим цветом: зеленым цветом помечены базы данных, используемые в работе, такие как «Список покоренных вершин» и «Перспективные девушки».
Рис. 3.1. Описание процесса выбора девушки (стандарт DFD)
Желтым цветом на рис. 3.1 помечена внешняя сущность «Конкуренты». Очевидно, что классовая сущность персоналий, которые входят в это непривилегированное сообщество двуногих, мало чем отличается от сущности самого искателя приключений. В двух словах она может быть охарактеризована девизом «Вкусно поесть и….» туда.. На поиск приключений на собственные хвост и прочие части тела.. Однако случаи здоровой (а иногда и не очень) конкуренции являются отличительной чертой не только рыночного, но и самого что ни на есть социалистического общества, поскольку в любом наборе двуногих приматов, которым всегда открыта дверь в заведения с вывеской «М» на пороге (это не метро), завсегда можно выбрать как минимум двух претендентов на одно и то же, тем более если цели их при этом совпадают как по субъекту, их воплощающему, так и по перечню мероприятий, планируемых к осуществлению с этими самыми субъектами.
Процесс перехода субъекта из состояния «Знакомая девушка» в состояние «Понравившаяся девушка» в деталях описан на диаграмме (рис. 3.1) и в дальнейших пояснениях, по-видимому, уже не нуждается.
4.2. Выбор места и времени
На рис. 3.2 дано описание процесса выбора места совершения прест.., то есть, проведения экскурсии. На дурацкие вопросы типа «А где взять карту Уфы и окрестностей» модель ответа не дает, потому как тем, кто задает такие детские вопросы, еще рано не только девушек на экскурсии водить, но и читать подобного рода наставления и справочники. Им бы еще молоко через соску из бутылочки и колыбельную на ночь..
Рис. 3.2. Описание процесса выбора места и времени экскурсии
4.3 Как убедить девушку?
В самом деле. Все это хорошо, но как убедить девушку в неизбежности мероприятия? На этом вопросе спотыкаются многие начинающие искатели приключений.. Вот чудаки.. Зачем же девушку спрашивать об этом и тем более добиваться от нее какого-то ответа? Ты ей назначь время и место, а ответа не жди.. Как в том незабвенном фильме моей юности про баню?
– Но я же взяла ключ..
– И что же это значит?
– А вот ничего это не значит..
Поймите вы, наконец, у нее же там внутрях тоже интерес свой заложен, и она это всем своим нутром чувствует, только словами не всегда выразить умеет и/или хочет, отсюда и проистекает то, что в народе дурью называют или там (те, кто себя поумнее считает) женской логикой обозначают. В итоге и те и другие с равной степенью вероятности наступают каждый на свои грабли и потом, растирая ушибленный лоб, разводят в недоумении руками и прочими частями своих далеко не совершенных тел: и как это меня угораздило? Как бы то там ни было, но самое трудное уже давным-давно было придумано и сделано, как уже писалось выше, еще на стадии проектирования этой самой совершенной в мире конструкции: интерес там заложен и проблема состоит не в том, чтобы его искусственно создать, а в том, чтобы разбудить то, что там уже есть. На это и нацелен следующий этап большого пути – убедить девушку.
Рис. 3.3. Описание процесса убеждения девушки
На рис. 3.3 представлено детальное описание процесса убеждения понравившейся девушки (очевидно же, что убеждать в чем либо непонравившуюся девушку может только душевнобольной или представитель какого-нибудь меньшинства). На входе (слева) – понравившаяся девушка. Многие молодые искатели приключений с упорством, достойным лучшего применения, совершают одну и ту же ошибку: начинают процесс с самовосхваления.. Что с них взять? – Молодые.. Глупые.. Несутся на призрачный мираж выдуманного Идеала как мотыльки на огонь ничего не видя и не слыша.. Прыгают с высокого берега в глубокий омут своих неясных ощущений как безработные в Нью-Йорке с Бруклинского моста и бьются потом как муха об стекло в попытках словесного излияния своих не до конца осознанных чувств и стремлений..
Больно интересно той же девушку слушать, как вы себя нахваливаете.. Ей это надо? – Вы сначала ей скажите, какая у нее кожа бархатистая, походка легкая, голос нежный, глаза лучистые, как ей идет платье сегодняшнее, какая у нее замечательная прическа и т.д. и т.п. И цветы.. И взгляд внимательный. И ладонь в ладони.. На эту тему песни петь можно долго. Единственное жесткое условие: не врать.. Потому как в этом вопросе: шаг вправо, шаг влево – побег, стреляют без предупреждения. Да у каждой девушки завсегда можно найти что-то такое, что можно показать, высветить, всесторонне рассмотреть и обсудить, не обращая внимания на ее попытки что-то там остановить и/или перевести разговор на другую тему. Уверяю вас: ни одна нормальная девушка равнодушно такие слова слушать все равно не сможет! Какая бы она там ни была.. Интерес к этому слушанию вложен в нее изначально, еще на стадии проектирования этой самой совершенной в мире конструкции, потому-то не слушать она просто не сможет, а если будет слушать, то все дальнейшее будет уже делом техники. Ваша же задача- вызвать интерес девушки к вам.. И вот на этой стадии уже можно заняться и саморекламой.. Незаметной.. Мягкой.. Ненавязчивой.. Задача в данном случае не в том, чтобы доказать, что именно вы – самый-самый-самый (это будет нужно сделать потом, попозже), а в том, что с вами сходить на экскурсию – можно.. Вы же не алкаш какой-нибудь.. И не наркоман.. И не бомж.. И вообще, очень правильный, культурный, интеллигентный, воспитанный, внимательный, заботливый, спокойный, надежный и т.д. и т.п. Но говорить об этом низзя! Пусть сама эти выводы делает.. А вы ей тут же – рассказ о достопримечательностях Уфы, - вот тут уже раскрывайтесь и отрывайтесь на всю катушку! И какой у нас город замечательный (плевать на фенол и толуол), и какая речка у нас, и какие памятники (кинотеатры, мосты, театры, парки и далее по расписанию), и как хорошо, что девушка живет именно в этом городе и вообще, вообще, вообще. В процессе рассказа о городе выжидаете момент, когда девушка немного теряет бдительность.. (например, показалась ее маршрутка). Вот тут-то и пришло ваше время – назначаете дату, место и время. Все ее отговорки типа голова болит, времени нет выбрасываются в отсев (см. рис. 3.3). Если вы правильно соблюдете порядок выполнения отдельных операций, то никаких шансов у девушки уже просто не останется. Только имейте совесть – не назначайте девушке свидание в полночь на кладбище.. Она ведь может и прийти.. Да знаю я, что нету у вас совести (сам такой), но у нас же цель такая: успешно проведенная экскурсия!
4.4. Организация мероприятия
Ну, это уже вообще элементарно. Просто дело техники. Покупаете цветы или безделушку какую-нибудь (в зависимости от степени переполнения ваших карманов и бумажников) и… ждете под часами. Работа у вас такой. Не забудьте хорошо побриться, спрысните себя какой-нибудь вонючей жидкостью или там дезодорантом (запах для девушки тоже очень важен!), не поленитесь сбегать в парикмахерскую (искусство требует жертв), погладьте брюки, смените носки и т.д. и т.п. Выучите пару стишков, несколько песен, прочитайте последние новости, заучите наизусть имена каких-нибудь модных писателей и прочее, приготовьте пару-тройку детских анекдотов.. Девушки России – лучшие в мире! Если начнете ныть, что у вас денег мало (а у кого их много), то вспомните Жванецкого: "На трамвае прокатил, мороженым угостил – твоя!"
Рис. 3.4. Описание процесса «Организация мероприятия»
4.5. Заключительные операции
Если в процессе проведения мероприятия у вас появились какие-то неопределенные виды и туманные надежды на продолжение непонятно чего неизвестно куда и даже в том случае, если ничего такого не появилось, элементарные правила этикета требуют красивого завершения всего мероприятия. Что это означает? – См. рис. 3.5. Вы же провели время с девушкой, которая вам понравилась.. Она потратила свое личное драгоценное время, чтобы выслушать вас.. Сделать свои выводы. На предмет вашей перспективности/бесперспективности. Она же вам ничего такого все равно не скажет. Даже если вы – вообще по нулям. В смысле – бесперспективный.. Большинство нормальных девушек таких сажают на поводок. Чтобы, значит, прирученными были. Под рукой то есть.. Так.. На всякий пожарный случай. В хозяйстве пригодится. В парикмахерскую там отвезти, на вокзал проводить, по хозяйству помочь, - таким же только свистни – рады будут на задних лапках к ней бежать.. Как там у Владимира Леви? – Самое неинтересное для женщины существо – мужчина прирученный, предсказуемый, управляемый и т.д. и т.п.
Рис. 3.5. Заключительные операции
6. Другая точка зрения
Если вдруг изложенные выше материалы попадут в область досягаемости тех, для кого они не предназначены, дальнейшая судьба того, кто написал всю эту бредятину, становится весьма расплывчатой и неопределенной. Конечно, он может успеть прокричать на последок что-то типа «Не виноватая я, она сам пришла».. Однако сути дела это не изменит: результат будет предрешен, и суровые представительницы Верховного суда в строгих платьях (три пальца выше колена) вынесут свой вердикт, и судебные приставы-исполнительницы в коротких юбочках недрогнувшей рукою приведут приговор в исполнение..
Что ж.. Чему быть – того не миновать.. Все мы по краю ходим. Все мы в этом мире – пилигримы.. И срок нашей очередной командировки на поверхность планеты Земля рано или поздно, но обязательно подойдет к своему заслуженному окончанию.. Или продолжению? Независимо от выбранного ответа, постараемся успеть пропеть напоследок еще одну песню, лебединую ль, соловьиную или просто кобе…, то есть IDEFиную..
6.1. Смена модели
В тексте стандарта IDEF0 (по крайней мере, в его англоязычном оригинале) говорится о том, что смена точки зрения (не говоря уже о цели моделирования) влечет за собой не просто кардинальную перестройку, а смену модели. То есть мы говорим уже о другой модели, вообще говоря, другого объекта. В учебных целях будет полезно рассмотреть конкретный пример смены точки зрения. Рассмотрим тот же самый процесс с кочки зрения девушки.
Цель остается та же самая, но с точки зрения девушки вопросы будут формулироваться немного по-другому.
Где найти подходящего спутника?
Как убедить его в неизбежности мероприятия?
Как обеспечить личную безопасность?
Куда сходить?
Что с ним делать после мероприятия?
И т.д. и т.п.
Цель: хорошо провести время на экскурсии вместе со спутником.
Как читатели уже, видимо, догадались, автор модели и текста относится по общепринятой классификации к той части рода людского, которым на роду написано входить в помещения с буквой «М» на входе (не путать с Метро!), а вход в помещения с буквой «Ж» запрещен, и которым от рождения наложены определенные социальные ограничения на внешний облик, боевую раскраску и выбор формы одежды, зато нет особых ограничений на выбор форм социальной активности в поиске своего Идеала, в том числе, примитивным методом перебора. В этой связи процесс построения модели от лица «Ж» представляет определенные технические сложности и носит в связи с вышеуказанным печальным обстоятельством несколько умозрительный характер. Тем не менее.. Попытка – не пытка.. В такого рода ситуациях обычно сильно помогает моделирование с использованием метода аналогий. Многие из тех, кто обучался в технических вузах, хорошо знакомы с электромеханическими аналогиями, кто-то, возможно, вспомнит мембранную аналогию Прандтля, ниже же будет использована рыбалочная аналогия. Обоснование очень простое: не все кончали вузы, не все помнят это дело, зато уж рыбачить любят все или почти все.
Итак, где взять спутника и как его соблаз.. то есть убедить? Ну, вопрос где взять – не проблема. Вон их сколько бегает по улицам Уфы нашей, сколько их на работе крутится, да в той же сети тоже рыскают в поисках приключений на свои хвосты и прочие части тела. В общем, тут все ясно. Проблема основная не в этом. Проблема в том, чтобы карась клюнул. А для этого нужно провести серьезную подготовительную работу: подготовить снасти, насадку, выбрать наиболее удачные водоем и место на нем, а также время и технику лова. В Приложении 4 описаны некоторые детали (разведданные из зарубежных источников).
6.2. Основные процедуры
Постараемся сейчас разбить процесс достижения поставленной цели на основные этапы.
1. Подготовка к рыбалке.
2. Проведение рыбалки.
3. Отбор отловленных экземпляров
4. Проведение мероприятия
5. Принятие решения о дальнейшей судьбе спутника
После некоторых размышлений можно прийти к выводу о том ,что проведение рыбалки и отбор выловленных экземпляров представляют собой две стороны одной и той же медали, стало быть, имеет смысл сократить число основных технологических операций до 4.
1. Подготовительные мероприятия
2. Выбор спутника .
3. Проведение мероприятия
4. Оценка перспективности экземпляра
Очевидно, что основное внимание должно быть уделено в первую очередь первым двум этапам. Именно на этой стадии закладывается успех всего мероприятия. Поскольку основной целью подопытного экземпляра является достижение желаемого результата без особых последствий для своей свободы по принципу «поматросил и бросил», основным контраргументом должно стать: прогулял? – Спасибо тебе за это… Спокойной ночи..
6.3. Описание модели
Контекстная диаграмма модели представлена на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Контекстная диаграмма
Если сравнить рис. 6.1 и 2.1, отличия будут налицо. Позволим себе привести дальнейшее описание модели без особых комментариев. Кому надо – и так поймет, а кто не поймет – так тому это и не надо.
На рис. 6.2 показаны основные этапы на пути к поставленной цели:
Рис. 6.2. Основные этапы
Каждый этап включает в себя определенные технологические операции (см. рис. 6.3), которые, в свою очередь также могут быть представлены на языке структурных диаграмм (рис. 6.4-6.7)
Рис. 6.3. Дерево модели
Рис. 6.4. Описание процесса подготовки
Рис. 6.5. Описание процесса выбора спутника
Рис. 6.6. Описание процесса проведения мероприятия
Рис. 6.7. Описание процесса оценки претендента
7. Заключение
Были рассмотрены две различные модели одного и того же процесса – экскурсионной прогулки девушки с молодым человеком по памятным местам славного города Уфы. Первая модель составлена с точки зрения молодого человека, а вторая – с точки зрения девушки. Легко видеть, что получены разные модели одного и того же процесса, хотя цели в обоих случаях были сформулированы почти одинаково – устроить прогулку. Это и неудивительно: было бы странно, если бы эти модели не отличались друг от друга. Модели имеют и различную область применения: если первая явным образом не предназначена для молодых девушек, то вторую не рекомендуется читать молодым и горячим искателям приключений. Зачем им это знать? Не лучше ли жить и действовать по принципу: война план покажет?… По крайней мере, в молодости, когда все еще впереди, - и глупости, и ошибки, и шишки на лбу и сердечные раны.. И жизнь твоя еще не поделена на две неравные половины: до и после рождения детей, и алименты ты пока еще не платишь, и живешь у родителей, не задумываясь о всяких дурацких проблемах типа крыши над головой и/или способах мирного сосуществования двух поколений, и девушки кругом тебе улыбаются, и даже небо сегодня синее-синее..
Продолжу в понедельник, если начальство к стенке не припрет..
Автор Еникеев Ф.
Оригинал статьи: http://sancase.narod.ru/Articles/OnOna.htm




Комментариев нет:
Отправить комментарий