Если кратко то роли нужны для группировки субъектов (должности, подразделения и др.) у которых есть схожие функции и описания этих функций в бизнес-процессе. Через роли эти схожие функции можно описать и закрепить за исполнителями. Таким образом, мы избегаем многократных описания одних и тех же действий для каждого субъекта.
Но я хотел бы несколько расширить взгляд на использование Ролей при моделировании бизнес-процессов в Business Studio, а именно, по собственному опыту могу сказать, что будет совсем не лишним, так называемое, тотальное использование ролей. С помощью которого можно убить сразу нескольких зайцев. Суть в следующем.
Заяц первый. Не редко в компаниях может встречаться кроме административного подчинения так называемое функциональное, такое часто бывает в компаниях с разветвленной сетью филиалов. Пример: фирма “Рога и копыта” имеет головной офис и несколько филиалов. в каждом подразделении есть администратор, которому подчиняются все сотрудники филиала. Т.е. организационная структура будет примерно следующая:
Мы видим что структура отображает административное подчинение, директор – администратор – сотрудники филиала. Именно это подчинение должно отображаться в должностной инструкции - все правильно. Но как же быть с функциональным подчинением? Т.е. очевидно что Логистик 1, 2, 3 подчиняется по вопросам логистики Директору по логистике, аналогично бухгалтер 1 2 3 подчиняется Финансовому директору и т.д. Вот тут и приходят на помощь роли. Функциональную структуру можно сформировать используя роли:
Заяц второй. Используя роли мы закрепляем исполнителей за их схожими функциями, экономя размеры нашей модели. Без ролей нам бы пришлось описывать один и тот же процесс для каждой должности. А в случае корректировки процесса ненужно вносить исправления во все однотипные процессы, достаточно поправить один.
Заяц третий. Немаловажный факт тот, что при использовании ролей, мы экономим массу времени в случае дальнейших организационных изменений (делегировании большого кол-ва функций, перетряске оргструктуры, перераспределении функционала, сокращении и т.д.)
Объясню на примере сокращения сотрудника, должность которого принято упразднить, а функции передать его руководителю или коллеге. Если везде при описании функций сотрудника вы использовали непосредственно должность , то вам необходимо будет найти все процессы и процедуры в который участвует данный субъект, и исправить диаграммы процессов (заменить исполнителя) на сотрудника, которому передаются функции. Это титаническая работа, особенно, если ваша бизнес-модель очень велика и деятельность сотрудника была достаточно детально описана. Если же вы использовали при описании Роль. То для передачи функционала другому сотруднику необходимо будет сделать всего две операции: Заменить в списке субъектов роли должность. Переименовать при необходимости роль.
Таким образом мы убиваем сразу трех зайцев:
- Отображаем функциональное подчинение сотрудников
- Используем одну роль для описания функции аналогичных должностей по в каждом филиале
- Экономим усилия в будущем при изменениях в бизнес-процессах и организационной структуре.




Комментариев нет:
Отправить комментарий