четверг, 25 июня 2009 г.

Используем механизм ролей эффективно

 

Если кратко то роли нужны для группировки субъектов (должности, подразделения и др.) у которых есть схожие функции и описания этих функций в бизнес-процессе. Через роли эти схожие функции можно описать и закрепить за исполнителями. Таким образом, мы избегаем многократных описания одних и тех же действий для каждого субъекта.

Но я хотел бы несколько расширить взгляд на использование Ролей при моделировании бизнес-процессов в Business Studio, а именно, по собственному опыту могу сказать, что будет совсем не лишним, так называемое, тотальное использование ролей. С помощью которого можно убить сразу нескольких зайцев. Суть в следующем.

Заяц первый. Не редко в компаниях может встречаться кроме административного подчинения так называемое функциональное, такое часто бывает в компаниях с разветвленной сетью филиалов. Пример: фирма “Рога и копыта” имеет головной офис и несколько филиалов. в каждом подразделении есть администратор, которому подчиняются все сотрудники филиала. Т.е. организационная структура будет примерно следующая:

image

Мы видим что структура отображает административное подчинение, директор – администратор – сотрудники филиала. Именно это подчинение должно отображаться в должностной инструкции  - все правильно. Но как же быть с функциональным подчинением? Т.е. очевидно что Логистик 1, 2, 3 подчиняется по вопросам логистики Директору по логистике, аналогично бухгалтер 1 2 3  подчиняется Финансовому директору и т.д. Вот тут и приходят на помощь роли. Функциональную структуру можно сформировать используя роли:

image

Заяц второй. Используя роли мы закрепляем исполнителей за их схожими функциями, экономя размеры нашей модели. Без ролей нам бы пришлось описывать один и тот же процесс для каждой должности. А в случае корректировки процесса ненужно вносить исправления во все однотипные процессы, достаточно поправить один.

Заяц третий. Немаловажный факт тот, что при использовании ролей, мы экономим массу времени в случае дальнейших организационных изменений (делегировании большого кол-ва функций, перетряске оргструктуры, перераспределении функционала, сокращении и т.д.)

Объясню на примере сокращения сотрудника, должность которого принято упразднить, а функции передать его руководителю или коллеге. Если везде при описании функций сотрудника вы использовали непосредственно должность , то вам необходимо будет найти все процессы и процедуры в который участвует данный субъект, и исправить диаграммы процессов (заменить исполнителя) на сотрудника, которому передаются функции.  Это титаническая работа, особенно, если ваша бизнес-модель очень велика и деятельность сотрудника была достаточно детально описана. Если же вы использовали при описании Роль. То для передачи функционала другому сотруднику необходимо будет сделать всего две операции: Заменить в списке субъектов роли должность. Переименовать при необходимости роль.

Таким образом мы убиваем сразу трех зайцев:

  1. Отображаем функциональное подчинение сотрудников
  2. Используем одну роль для описания функции аналогичных должностей по в каждом филиале
  3. Экономим усилия в будущем при изменениях в бизнес-процессах и организационной структуре.

Комментариев нет:

Ресурс для начинающих бизнес-инженеров

Добро пожаловать все, кому надоело бороздить просторы интернета в поисках нужной и полезной информации, касающейся бизнес-моделирования, создания регламентирующей документации, использованию различных программ и многого другого. Здесь я буду публиковать подборку материалов, посвящённых теме данного блога.
Кроме того, различные вводные материалы для так сказать корпоративного обучения сотрудников для подготовки внедрения электронного документооборота (общей грамотности использования программ, необходимого минимума при котором вообще возможны какие-либо внедрения инноваций) и т.д.